межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов

125167, г. Москва,
Ленинградский проспект, 37,
кор. 9, 4-й подъезд, офис №609

mail@aopa.ru
Тел. +7 (495) 926-70-38
Факс +7 (495) 989-20-12

АОПА-Россия: Об уведомительном порядке регистрации авиационных школ в Европе и проблеме подготовки пилотов в России.

Дата публикации: 24 августа 2018

  На днях почти незамеченной прошла новость о том, что Еврокомиссия приняла и опубликовала нормативный акт о создании “Объявленных учебных организаций” (COMMISSION REGULATION (EU) 2018/1119 of 31 July 2018 as regards declared training organisations), внедрив уведомительный порядок работы Авиационных учебных центров (АУЦ). Уже начиная с 3 сентября 2018 года, для подготовки частных пилотов, пилотов лёгких воздушных судов, пилотов планеров и пилотов аэростатов не требуется сертификация АУЦ - достаточно уведомления, содержащее примерную программу подготовки. Данную новость можно было бы проигнорировать, если бы ровно обратные процессы не происходили бы у нас в стране.

  О подготовке пилотов в России, о нехватке авиационного персонала для коммерческой авиации и исчезающего обучения для пилотов АОН, мы говорили не раз. Считаем, что не лишним будет снова сейчас напомнить: ситуация катастрофическая. В основе проблем лежит попытка придумать свой путь, противоречащий мировой практике и конфликт интересов, заложенный в модели управления подготовкой пилотов.

  В этот раз инициатором дискуссии стал Аэрофлот - национальный перевозчик с современным флотом и лучшим персоналом в России (https://www.rbc.ru/business/13/08/2018/5b7132d29a79474ccb2b4383). Когда тему поднимает такой игрок как Аэрофлот, это показывает глубину тупика, в котором снова оказалась тема обучения пилотов. Позицию Аэрофлота поддерживает (http://www.aevt.ru/News/Pages/NewsDetail.aspx?NewsId=206) Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входит 27 российских авиакомпаний и авиапредприятий.

  По нашему мнению, обучение пилотов является основой всей авиационной индустрии. Напомним, что все пилоты и малой, и большой авиации обучаются на воздушных судах АОН. Почему? Потому что так дешевле. Потому что потом переучить летать на большом самолёте гораздо проще и опять же дешевле. Так делают во всем мире. Но только у нас системно уничтожают обучение в АОН.

  За последние три года количество авиационных учебных центров (АУЦ) снизилось до считанных единиц. В стране нет ни одного заведения, которое бы готовило частных пилотов на многодвигательный самолёт, на планер, на гидросамолёт. Для примера в США работает более 600 учебных организаций, даже не смотря на то, что основное количество пилотов проходит первоначальную подготовку вне рамок учебных организаций - в порядке индивидуальной подготовки с сертифицированными инструкторами.

  За Уралом учебных центров просто нет. Там нельзя научиться пилотировать самолёт или вертолёт - чтобы стать пилотом, придётся ехать в европейскую часть России или за границу.

  С нашей точки зрения ключевой проблемой является конфликт интересов, заложенный в модели регулирования авиационной учебной деятельности, что приводит к системному истреблению учебных центров руководством Росавиации под разными предлогами. Росавиация сертифицирует учебные центры и одновременно финансирует и курирует государственные лётные училища - Ульяновский институт гражданской авиации и Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и их филиалы.

  Соглашаясь с оценками и предложениями Аэрофлота и АЭВТ, АОПА-Россия считает, что для решения проблемы подготовки пилотов, необходимо сделать следующие шаги:

- Провести кадровое обновление управлений Росавиации, которые отвечают за вопросы подготовки пилотов, обращая внимание на профессионализм сотрудников;

- Упростить и сделать максимально прозрачной процедуру утверждения программ подготовки и получения сертификата АУЦ;

- Вывести государственные авиационные учебные заведения из под ведения органа, занимающегося сертификацией АУЦ с целью исключения конфликта интересов.

  Прилагаем презентацию с анализом ситуации в данной сфере, с которой мы выступали на Общественном совете при Росавиации. Ее можно посмотреть ЗДЕСЬ

Руководство АОПА-Россия