межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов

125167, г. Москва,
Ленинградский проспект, 37,
кор. 9, 4-й подъезд, офис №609

mail@aopa.ru
Тел. +7 (495) 926-70-38
Факс +7 (495) 989-20-12

Комитет по ИВП АОПА-Россия разъясняет

Дата публикации: 13 июня 2019

АОПА-Россия публикует ряд разъяснений по соблюдению правил использования воздушного пространства. Эти разъяснения были получены после консультаций и совместной работы с Госкорпорацией по ОрВД. Речь идет о практическом применении правил подачи и обработки планов полёта всеми сторонами процесса. Если у вас возникли проблемы по перечисленным или аналогичным причинам, сообщите нам об этом по электронной почте mail@aopa.ru или на нашей странице в Facebook https://www.facebook.com/aoparussia/ .

1. Подача планов полетов с указанием высоты в футах.

Некоторые программы планирования полётов, такие как Garmin Pilot и другие, не имеют возможности в плане полёта указывать  высоту в метрах - доступно только два варианта: эшелоны полёта (F) или футы (A). В связи с недавним появлением в таких программах возможности подавать планы полёта в Российские органы ОВД, пилоты начали сталкиваться с проблемой, когда Зональные Центры такие планы не принимали и присылали отказ в обработке плана (REJ). При этом нет никакой обоснованной причины, по которой план с указанием высоты в таком формате мог быть отвергнут. В табеле сообщений не просто нет запрета, а прописано, что высота полета обозначается буквой А, за которой в сотнях футов записывается значение абсолютной высоты полета в сотнях футов, при этом необходимое количество цифр дополняется с помощью нулей (пример: А045 - высота 4500 футов).

Везде, кроме Московской зоны ЕС ОрВД, планы с указанием высоты в футах, отвергались. В результате проведенных консультаций и выяснения причин подобных отказов, экспертов АОПА-Россия заверили, что теперь планы с высотой в футах будут принимать во всех зональных центрах.

При этом мы специально подчеркиваем, что указание высоты полёта в футах в плане полёта не означает возможности или необходимости применения футов в радиообмене. В радиообмене необходимо применять только установленные в соответствующем секторе ОВД единицы измерения высоты - метры, футы или эшелоны полёта. В настоящее время футы применяются только в районах аэродромов Пулково, Ханты-Мансийск, Нарьян-Мар, Уфа и Симферополь.

2. Подача планов полетов через сторонние программы.

Не многие знают о возможности подавать планы полётов не только через СППИ, но и такие программы как EuroFPL.eu, Garmin Pilot  и др. Такие планы проходят и принимаются зональными и главным центром, однако до недавнего времени некоторые зональные центры не присылали ответы на иностранные телеграфные адреса, такие как например KBLIHAEX.

После продолжительных переговоров с Госкорпорацией по ОрВД выяснилось, что есть механизм открытия шлюза для отправки ответа на такие адреса. В настоящее время все зональные центры делают это - в соответствии с Табелем Сообщений на иностранные адреса направляются ответы ACK, REJ и другие.

3. Межзональные полеты.

Если ваш полет подразумевает прохождение через 2 и более зон ЕС ОрВД, то в ряде случаев с обработкой поданного плана возникали проблемы. А точнее, с ожиданием ответа от второго и третьего зонального центра. В этом случае пользователю приходилось совершать телефонные звонки в эти зональные центры с просьбами обработать план.

Мы обратили внимание специалистов из Госкорпорации по ОрВД на эту проблему.

Последнее время проблем с ответами на подачу планов при межзональных полетах не наблюдается ни в одном ЗЦ - подтверждение приёма плана полёта (ACK) направляется в пределах 20 минут в соответствии с Табелем Сообщений.

4. Проблема пятибуквенных навигационных точек в Ростовском ЗЦ.

Ростовский зональный центр долгое время не принимал планы “ниже нижнего”, если там использовались маршрутные точки воздушных трасс. Вместо понятных пятибуквенных  навигационных точек пилотов заставляли указывать географические координаты. Но даже если план с навигационными точками был принят, диспетчер во время полета все равно обязывал докладывать местоположение с использованием названий населенных пунктов.

Полёты в других зонах ЕС ОрВД с такими сложностями не сталкивались. Такая разница в правилах ИВП смежных зон не просто вносила неразбериху для пилотов, но и не имела никакого разумного объяснения.

Мы, в свою очередь, долгое время работали и с Ростовским ЗЦ и с экспертами Госкорпорации по ОрВД, чтобы привести правила в единый формат.

Сейчас в Ростовской зоне без замечаний принимают планы и используют в радиообмене 5-ти буквенные маршрутные точки.

5. Заполнение в планах полетов поля OPR.

Хабаровский зональный центр отказывался принимать планы полёта, если признак OPR/ в 18-м поле плана полёта не был указан. Речь идет о тех случаях, когда воздушное судно эксплуатируется тем же человеком, кому оно принадлежит. В табеле сообщений указано, что это поле заполняется в том случае, если «индекс ИКАО или название эксплуатанта отличаются от опознавательного индекса воздушного судна в поле 7». Однако для Хабаровского зонального центра это поле было очень важным и полетный план отвергался если признак не был указан. После ряда проведенных переговоров, консультаций и обмена письмами с Госкорпорацией по ОрВД, Хабаровский зональный центр более не требует обязательного заполнения признака OPR/ в 18-м поле плана полёта.

В случае, если у вас не приняли план по этой или другой непонятной причине, просим сообщить нам в АОПА-Россия.

6. Звонки в МДП за получением “условий” перед вылетом.

Пилоты, летающие в Ростовской и Хабаровской зоне ЕС ОрВД знакомы с требованием обязательного запроса и получения так называемых “условий”  - когда сотрудник МДП или РЦ должен проговорить пилоту дежурные и ненужные слова в телефонном разговоре. Ничего подобного не требуется в остальных пяти зональных центрах.

Происходит это так - несмотря на то, что план полёта заблаговременно подан и “ПРИНЯТ”, для получения “условий” пилот звонит в МДП или РЦ за 15-30 минут до вылета, ему отвечают, что свяжутся с ЗЦ, и нужно перезвонить позднее. Затем нужно было совершить как минимум еще один звонок в МДП. Иногда пилота еще дольше “футболили” между ЗЦ и МДП, заставляя совершать до 4-5 звонков, что в ряде случаев приводило к задержке запланированного вылета.

Мы собрали много свидетельств подобного отношения к пилотам в этих двух зональных центрах и попросили Госкорпорацию по ОрВД привести их работу к «общему знаменателю» в разных зональных центрах и перестать делать бессмысленную для всех участников работу и тратить общее время.

В настоящее время случаи требований обязательного получения “условий” в РЗЦ и ХЗЦ прекратились. Если это не так - просим сообщить нам в АОПА-Россия.

7. Заполнение в планах полетов поля про запасной аэродром по ПВП.

Хабаровский зональный центр не принимал полетные планы, если не был указан запасной аэродром. Однако в Федеральных Авиационных Правилах (ФАП-128) прямо говорится, что  пилот не должен указывать запасной аэродром при полетах по ПВП. Табель сообщений, в свою очередь, предписывает указывать запасные аэродромы, запланированные для данного полета - если они не запланированы, то и указывать их не нужно.

Кроме того, КВС имеет право выбрать в этом случае любой аэродром, приняв решение прямо во время полета. Комитет по ИВП АОПА-Россия предпринял целый ряд усилий, чтобы  донести эту позицию до Хабаровского Зонального Центра. Благодаря совместной работе с Госкорпорацией по ОрВД, сейчас планы без указания запасного аэродрома Хабаровским ЗЦ не отвергаются.

АОПА-Россия просит пользователей воздушного пространства сообщать нам, если у вас возникли трудности в связи с вышеперечисленными или аналогичными ситуациями. Сообщите нам об этом по электронной почте mail@aopa.ru или на нашей странице в Facebook https://www.facebook.com/aoparussia/