межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов

123308, Москва,
ул. Мневники, д.3, к.1, офис № 509

mail@aopa.ru
Тел. +7 (495) 926-70-38

Информация для владельцев посадочных площадок

Опубликовано: 25/02/2021

С 1 января 2021 года вступил в действие Приказ Минтранса от 5 ноября 2020 г. №449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла» (ФАП-449). <текст приказа>

Приказ заменяет Приказы 14 (1)  и 29 (2) от 2011 г., которые отменены с 1 января 2021 года (3) .

Приказы Минтранса №14 и №29 от 2011 г., регламентирующие до этого порядок разработки, согласования  и регистрации аэронавигационного паспорта посадочной площадки (АНППП), утратили силу. 

 

Вопросы-ответы:

Q: Обязательна ли разработка и регистрация АНППП?
А: Нет. Выполнение полётов на посадочную площадку для самолётов или вертолётов может выполняться независимо от наличия зарегистрированного аэронавигационного паспорта. 

Q: Разве сохранился термин “регистрация” АНППП?
А: Теперь это называется “разрешение на опубликование”, но суть та же.

Q: Есть ли какие-то преимущества в разработке и регистрации АНППП?
A: Да. Разработка АНППП необходима для публикации аэронавигационной информации о посадочной площадке.
Если посадочная площадка находится в пределах населенного пункта, то для выполнения взлёта и посадки на такую посадочную площадку необходимо разрешение соответствующего органа местного самоуправления. При наличии опубликованной аэронавигационной информации указанное разрешение не требуется.
Присвоение посадочной площадке 4-х буквенного индекса (например UUWK) осуществляется при наличии зарегистрированного АНППП.

Q: Что это за “разрешение органа местного самоуправления” и как его получать? Оно выдаётся на каждый полёт или можно получить его на период времени?
А: Такое разрешение предусмотрено п.49 ФП ИВП. Конкретные требования при выдаче такого разрешения, критерии отказа, перечень необходимых документов могут устанавливаться нормативными актами и уставами органов местного самоуправления, но далеко не везде установлены. 

Q: Я слышал, что при наличии зарегистрированного АНППП у контролирующих органов возникает меньше “вопросов” к посадочной площадке?
A: Возможно. Но по нашему опыту происходит обратное - контролирующие органы составляют план проверок на основании перечня зарегистрированных площадок.

Q: У меня есть зарегистрированный АНППП. Необходимо ли мне его переделывать под новый ФАП-449?
А: Да. В пункте 4 ФАП-449 сказано, что АНППП гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями ФАП-449 при первом внесении в них поправок, но не позднее 1 января 2022 г. 

Q: Что будет, если действующий АНППП снять с регистрации?
А: У вас не будет зарегистрированного АНППП.

Q: Есть же еще “Уведомление о начале деятельности посадочной площадки”. Обязательно его посылать?
А: Да, есть приказ минтранса 250 (4) который обязывает направлять уведомление о начале (и окончании) “деятельности” на посадочной площадке. Это простой документ из одной странички с подписью владельца площадки.

Q: Предусмотрена ли какая-либо ответственность за полёты без “уведомления о начале деятельности посадочной площадки”?
А: Нет, такой ответственности в законодательстве не установлено. Это не значит, что у надзорных и контролирующих органов не найдётся способов потребовать выполнения этого требования, однако нам такие случаи не известны.

Q: В разделе 2.10 Типовой схемы АНППП требуется указать перечень искусственных препятствий в радиусе 5 км от КТА. В МТУ мне сказали, что для этого требуется заключение договора со специализированной организацией и проведение геодезической съемки препятствий. Можно ли обойтись без этого?
А: Да, в тех случаях, когда для посадочной площадки не разрабатываются схемы захода на посадку по приборам. Филиал «ЦАИ» ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД» публикует официальный перечень искусственных препятствий. Сборник опубликован в открытом виде http://www.caiga.ru/ObstacleList/rus/. Для посадочных площадок, на которых выполняются только визуальные полёты, сделайте выборку всех препятствий из Сборника в радиусе 5 км от КТА и укажите в разделе 2.10 АНППП. В качестве источника доказательной документации укажите ссылку на Сборник. Если вам нужна помощь в выборке препятствий из Сборника в радиусе 5 км от КТА, обратитесь к нам в РАОПА, мы поможем.
Для посадочных площадок, планирующих разработку схем захода на посадку по приборам, геодезическая съёмка препятствий является обязательным шагом.

 


1. Приказ Минтранса РФ от 13.01.2011 N 14 "Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)"

2. Приказ Минтранса РФ от 31.01.2011 N 29 "Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки" 

3. Документы утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742. Документы повторно признаны утратившими силу с 1 января 2021 года Приказом Минтранса России от 05.11.2020 N 449

4. Приказ Минтранса России от 19.08.2015 N 250 (ред. от 06.02.2017) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации"